Юридическое сопровождение налоговой проверки

Мероприятие под названием «налоговая проверка» наверняка не понаслышке знакомо гражданам, хоть раз получавшим имущественный налоговый вычет и заполнявшим декларацию 3-НДФЛ, а также индивидуальным предпринимателям и организациям, систематических сдающим декларации по УСН, НДС и ОСН. В таких случаях Вам может понадобиться юридическое сопровождение налоговой проверки.

Наши юристы занимаются юридическим сопровождением налоговых проверок, цены на наши услуги можно посмотреть здесь.

Существует большое количество предпринимателей, организаций и граждан, которые сталкиваются с претензиями налогового органа впервые либо не могут найти с налоговиками общий язык ввиду сложности и объемности налогового законодательства. Незнание нюансов проведения налоговых проверок зачастую приводит налогоплательщика к печальным последствиям в виде блокировки счетов, начисления недоимки, штрафов, пени, арестов имущества и т.п.

В этой статье мы расскажем вам об основных этапах налоговой проверки, о ее видах, о процессе спора с налоговым органом на протяжении проверки, а также о наших расценках по юридическому сопровождению налоговых проверок как комплексно, так и по отдельным видам услуг.

Виды налоговых проверок

Налоговое законодательство выделяет два вида налоговых проверок – камеральная и выездная (ст. 87 НК РФ). Есть еще третий вид проверки – встречная. Этот вид не указан в налоговом кодексе в качестве отдельного, но тем не менее некоторые юристы-налоговики неформально выделяют его. Каждый вид проверки имеет свои особенности, но цель у всех одна – контролировать соблюдение налогоплательщиком налогового законодательства. Сейчас мы разберемся в каждом из них.

1. Камеральная налоговая проверка.

Самый распространенный вид налоговых проверок. Само название происходит от латинского «camera» (кабинет, помещение) и говорит само за себя – такая проверка проводится в кабинете налогового инспектора. Основанием для проведения такой проверки является подача налогоплательщиком любой налоговой декларации с приложенными к ней документами (ст. 88 НК РФ). При этом налоговикам дается срок, в течение которого они должны проверить данные, указанных в декларации, соотнести их с документами, предоставленными налогоплательщиком, с уже имеющейся информацией и установить наличие или отсутствие нарушений налогового законодательства.

Сроки зависят от вида декларации:

— декларация 3-НДФЛ, подаваемая физическими лицами, а также адвокатами и нотариусами — 3 месяца;

— декларация по упрощенной системе налогообложения, подаваемая индивидуальными предпринимателями и организациями – 3 месяца;

— декларация по НДС – 2 месяца (здесь в особых случаях срок может быть продлен руководителем налогового органа до 3-х месяцев).

В течение этого срока налоговый орган вправе направлять требования для предоставления документов и информации в банки, контрагентам налогоплательщика, в государственные органы, привлекать экспертов и специалистов, вызывать свидетелей, направлять повестки налогоплательщику с вызовом для дачи пояснений. Налогоплательщик при этом обязан предоставлять необходимую информацию, запрашиваемую налоговиками, но лишь касающуюся его деятельности по декларации, а также предусмотренную налоговым законодательством!

Важно помнить – требования и повестки, направляемые налоговыми инспекторами за пределами срока проведения камеральной проверки, налогоплательщик вправе не исполнять! При этом, налоговый орган может схитрить, и поставить в требовании или повестке ту дату, которая будет входить в рамки положенного для проверки срока, а фактически направить такой документ налогоплательщику уже после окончания срока проведения проверки. Такие действия являются незаконными, поскольку налоговое законодательство привязывается к дате отправки таких требований/повесток. При этом дата, указанная в требовании/повестке, правового значения не имеет (п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

При этом на каждое требование, повестку или запрос рекомендуется отвечать письменно, грамотно формируя свою позицию со ссылками на закон, чтобы налоговый инспектор понимал, что просто так привлечь вас к ответственности не получится. Но ни в коем случае не игнорируя запросы!

Все требования, повестки и прочие имеют свою утвержденную форму и направляются только электронно через специализированную госсистему либо по почте. Любые звонки, смс, сообщения в мессенджерах налогоплательщик вправе полностью игнорировать.

Закончится камеральная проверка может следующими результатами:

А) налогоплательщик представил новую (так называемую уточненную декларацию) по этому же периоду. В таком случае старая декларация не учитывается и начинается новая камеральная проверка уточненной декларации (срок начинает течь при этом заново);

Б) срок проведения камеральной проверки закончился, налоговый орган не выявил никаких нарушений. При этом никаких документов об окончании проверки налоговым органом не составляется (при желании можно подать заявление налоговикам с просьбой подтвердить окончание камералки). В редких случаях налоговый инспектор может составить Акт налоговой проверки (например, если налогоплательщик вместо декларации по УСН подал декларацию по ОСН, тогда налоговый инспектор указывает на то, что предприниматель не применяет такую систему, и не привлекает его к ответственности);

В) срок проведения камеральной проверки закончился, налоговый орган выявил нарушения налогового законодательства. В этом случае налоговым инспектором составляется Акт налоговой проверки, в котором предлагает руководителю инспекции привлечь налогоплательщика к налоговой ответственности (например, уплатить недоимку, штраф, пени) (ст. 100 НК РФ).

2. Выездная налоговая проверка.

Самый редкий вид проверок у физических лиц, и больше встречающийся у предпринимателей с большими денежными оборотами. Это связано, прежде всего, с затратностью данного вида проверки для государства, поэтому к такому виду проверки прибегают как правило в тех случаях, когда недоимка (несвоевременно уплаченный налог) может потенциально составить довольно крупную сумму для бюджета.

Такая налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика (у физических лиц по месту регистрации, у юридических лиц по месту юридического адреса, указанного в Едином государственном реестре юридических лиц либо по месту осуществления деятельности) по решению руководителя налоговой инспекции (ст. 89 НК РФ). В таком решении в обязательном порядке должны указываться сведения о налогоплательщике, о налоговых периодах и налогах, в отношении которых проводится проверка, а также должность и ФИО сотрудников, которые будут проводить проверку. Отсутствие хоть одного из этих сведений может повлечь признание такого решения незаконным. Вы вправе не допускать в свое помещение налоговиков в том случае, если у них нет подобного решения, либо служебных удостоверений должностных лиц с ФИО, указанными в решении.

Налоговики вправе проводить данный вид проверки в отношении налоговых периодов (срок, за который налогоплательщик отчитывается), не превышающем трех календарных лет, предшествующих вынесенному решению о такой проверке.

В этой связи всегда важно следить за сроками, которые налоговые органы могут пропустить и лишиться права на проведение выездной проверки относительно старых налоговых периодов.

В отношении одного налогового периода и одних конкретных налогов выездная проверка может проводиться только один раз (в исключительных случаях по решению главы ФНС – два и более).

У выездной, как и у камеральной проверки, существует срок проведения – 2 месяца. Он может быть продлен руководителем инспекции до 4-х, а в исключительных случаях – до 6 месяцев.  При этом срок может приостанавливаться (в общей сложности до 6-ти месяцев) в случае проведения экспертизы, истребования документов, привлечения переводчиков, получения информации от иностранных государств.

В целом, если сравнивать выездную и камеральную проверки, то первая шире по полномочиям налогового органа – можно делать все, что и в камеральной, и сверх того выезжать к налогоплательщику, продлевать и приостанавливать сроки проверки. При этом если налогоплательщик запрется в своей квартире, и не будет открывать инспекторам, то его могут оштрафовать от 500 до 1000 руб. (ст. 19.4.1. КоАП РФ), а инспекторы могут провести проверку также в своем кабинете на основе запросов, экспертиз и уже имеющихся сведений.

! Налоговые органы иногда пользуются правом проведения выездных проверок в тех случаях, когда проморгали нарушения в камеральной проверке и узнали об этом уже после ее завершения. Таким образом возможность проведения выездной проверки как бы дает им «второй шанс» для выявления возможных нарушений!

Выездная проверка заканчивается составлением справки о проведении такой проверки, которая должна быть вручена или направлена налогоплательщику. В такой справке указываются предмет проверки и сроки ее проведения. В течение двух месяцев после справки составляется акт налоговой проверки, в которой подробно описываются ее ход и результаты, а также предложения налогового инспектора (ст. 100 НК РФ).

3. Встречная проверка.

Под этим неформально выделенным нами «видом проверки» мы понимаем дополнительные мероприятия налогового контроля, предусмотренные, в т. ч. ст. 93.1. НК РФ. Например, вы продали заказчику партию мебели и уплатили НДС, а он впоследствии перепродал ее. Возникла цепочка по уплате НДС с постоянно реализуемого товара. В отношении вас не проводят ни выездную, ни камеральную проверку, однако от налоговиков приходит требование о предоставлении сведений и документов относительно этой конкретной сделки. В этом случае вы обязаны предоставить необходимые документы, но только по конкретной сделке и не более того! Так же такое требование обязательно должно быть обоснованным. Если же налоговый орган в требовании пишет об абстрактных сделках и не обосновывает необходимость получения документов, вы праве отказаться исполнять такое требование.

1-й этап досудебного урегулирования налогового спора. Акты налоговых проверок и возражения на них.

Итак, мы с вами выяснили, чем заканчиваются налоговые проверки, и здесь нас больше интересуют случаи, когда налоговый орган находит нарушения. Выше я указал, что результатом оформления налоговой проверки является акт. В случае с камеральной – почти всегда акт оформляется при выявлении нарушений налогового законодательства, и всегда после составления справки по выездной проверке.

Однако, мы должны помнить о том, что налоговые инспекторы тоже люди и часто совершают ошибки: неправильно толкуют нормы налогового законодательства, не учитывают доводы налогоплательщика, не считают за доказательства некоторые документы, считают налогоплательщика недобросовестным, совершают процессуальные нарушения и т.п.

На подобные случаи налогоплательщику предоставлено право предоставления возражений на акт налоговой проверки, которые могут быть поданы в течение 30 дней с момента получения налогоплательщиком акта.

В возражении налогоплательщик должен подробно указать, с какими доводами по акту он не согласен, изложить правильную, с его точки зрения, хронологию фактов, сослаться на доказательства и нормы закона (не лишним будут и ссылки на судебную практику – налоговики ее очень любят и всегда учитывают). В ситуации, когда налогоплательщик действительно виноват и его привлекают к штрафу, совершенно не лишним будет и здесь подать возражение, указав на применение смягчающих обстоятельств (болезнь, совершение правонарушения впервые, отсутствие профессиональных познаний в области права, тяжелое материальное положение и т.п.), их перечень открыт (ст. 112 НК РФ). В подавляющем большинстве случаев налоговый орган идет на встречу и значительно снижает сумму штрафа.

Важно: налогоплательщик вправе прикладывать к возражению те документы, которые не предоставлял ранее вместе с декларацией!

После составления возражения на акт, оно подается в ту же инспекцию (лично, почтой или через личный кабинет налогоплательщика) и рассматривается совместно с актом и материалами налоговой проверки руководителем налоговой инспекции (п. 6 ст. 100 НК РФ).

2-й этап досудебного урегулирования спора. Апелляционная жалоба/жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности.

Акт инспектора с материалами налоговой проверки и возражением налогоплательщика попадают к руководителю налоговой инспекции, назначается дата рассмотрения материалов, и налогоплательщик вправе присутствовать при этом, приводить аргументы и доводы в обоснование своей позиции. Если доводы налогоплательщика, указанные в возражении, убедительны, то руководитель выносит решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В противном же случае, руководитель выносит обратное решение и привлекает налогоплательщика к ответственности, обязывая его уплатить или недоимку, или пени, или штраф, либо все вместе. В своем решении начальник налогового органа должен также подробно, как и его подчиненный в акте, указать все доводы, по которым считает налогоплательщика виновным, и обосновать их (ст. 101 НК РФ).

После вынесения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, оно передается налогоплательщику и вступает в силу через 30 дней в случае, если не будет обжаловано в вышестоящий налоговый орган (как правило, это управление ФНС по региону, в котором находится инспекция).  Если вы по какой-то причине (неуважительной) пропустили срок подачи апелляционной жалобы, у вас остается возможность подать обычную жалобу в течение 1-го года с момента, когда вы узнали о принятии незаконного, по вашему мнению, решения.

Получив мотивированное решение налоговой инспекции о привлечении к ответственности, налогоплательщик, в случае несогласия с ним, составляет апелляционную жалобу, которая по структуре напоминает возражение на акт: также перечисляется вся история деятельности, взаимодействия с налоговым органом, приводятся доводы относительно вашей правоты.

Очень важно: аргументация в возражении и апелляционной жалобе должны иметь одну структуру и логику, поскольку в том случае, если дело дойдет до суда, все эти доводы налогоплательщика будут исследоваться судом. Если в суде у налогоплательщика появятся новые доводы, не отраженные ранее в возражении или апелляционной жалобе, они не будут приняты судом (п. 68 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Составив апелляционную жалобу на решение, по налоговому законодательству ее необходимо подать в инспекцию, на которую вы жалуетесь, которая в течение 3-х дней обязана направить жалобу со всеми материалами в вышестоящий орган. Указанный срок дается налоговикам для добровольного урегулирования спора с налогоплательщиком.

Налогоплательщик имеет право также приложить к апелляционной жалобе новые документы и указать новые аргументы, не приведенные им ранее в возражении! (п. 78 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Вышестоящий налоговый орган, получив апелляционную жалобу с материалами, должен вынести свое решение в течение одного месяца (может также продлить срок еще на один месяц). По результатам рассмотрения жалобы, вышестоящий налоговый орган либо оставляет ее без удовлетворения, либо полностью или в части отменяет решение нижестоящего, либо отменяет решение нижестоящего и принимает свое новое решение.

! Совет: не стоит скептически относиться к процедуре досудебного урегулирования налогового спора, ведь по статистике в последние годы налоговыми органами удовлетворяется около 30 % жалоб, поступивших от налогоплательщиков. Все чаще складывается тенденция на доверительную работу с налогоплательщиком и объективное рассмотрение его доводов и аргументов. Кроме того, досудебная стадия урегулирования спора является обязательной по налоговому законодательству (ст. ст. 137-140 НК РФ).

СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО

Вышестоящий налоговый орган рассмотрел вашу апелляционную жалобу и принял решение об отказе в ее удовлетворении, заняв позицию нижестоящего налогового органа. Теперь, когда налогоплательщиком пройдена досудебная стадия урегулирования налогового спора, можно обращаться в судебные органы с заявлением о признании недействительным решения налоговиков.

Здесь важно соблюсти сроки, выбрать правильный суд, грамотно составить заявление и сформировать приложения к нему.

В том случае, если налогоплательщик является индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, спор рассматривает арбитражный суд по месту нахождения налоговой инспекции по правилам главы 24 АПК РФ. Если же налогоплательщик является физическим лицом, спор рассматривается судом общей юрисдикции (районным или городским судом) по правилам главы 22 КАС РФ. В обоих случаях срок на обжалование решения налоговой инспекции составляет 3-и месяца с момента, когда вами было получено решение вышестоящего налогового органа по вашей жалобе.

Важно отметить, что в заявлении (административном исковом заявлении) обжалуется только решение нижестоящего налогового органа. Решение вышестоящего налогового органа обжалуется только в том случае, если оно отменило решение нижестоящего, является новым и при этом не в вашу пользу.

Ответчиком по делу является налоговая инспекция, третьим лицом – вышестоящий налоговый орган.

В заявлении (административном исковом заявлении) налогоплательщику также необходимо подробно описать суть спора, привести доводы и аргументы, сослаться на нормы налогового и процессуального законодательства, судебную практику, письма Минфина, приложить все документы, которые фигурировали в досудебной стадии налогового спора, госпошлину, доказательства отправки заявления ответчику и третьему лицу, и направить в суд по почте. Подробные требования к заявлению (административному исковому заявлению) содержатся в ст. 220 КАС РФ и 199 АПК РФ.

Надеемся, что изложенные в статье сведения оказались для вас полезными и внесли ясность в понимание порядка проведения налоговой проверки!

Цены на услуги налоговых юристов можно посмотреть здесь.

Дата статьи: 12.01.2023 г.

Автор: Былинин Никита Сергеевич, партнер юридической компании Абонент Консалт, руководитель юридического бюро «Taurus».

Связаться с нами можно следующими способами:

Тел.: 8 (495) 968 44 34
E-mail: info@abonentconsult.ru
Напишите нам Вконтакте
Skype: Юристы Абонент Консалт
Напишите нам в WhatsApp
Напишите нам в Telegram
Tags: